В мире РП бесконечно много возможных ролей и образов. Некоторые из них являются ключевыми для формирования структуры игрового мира и имеют свои особенности. Представленные руководства будут полезны при подготовке к роли и ролевому процессу вообще. Рекомендуем их к прочтению перед началом игры на сервере.
Особенности роли главы города
Особенности роли
Большая сила - большая ответственность! Роль главы города, это не только костюм с иголочки и новенький экипаж, но и масса возможностей для генерирования событий, и ряд трудностей. Влиятельный человек может легко столкнуться с давлением, стать объектом преследования или оказаться меж двух огней. Порой придется решать сразу несколько свалившихся на голову задач. Скучать точно не придется, но роль требует серьезной самоотдачи и активности.
В крупных городах главой является мэр, а в небольших — управление возложено на плечи шерифа. Назначение может происходить как через местные выборы, так и распоряжением правительства.
Возможности роли
-
Неограниченный доступ к казне города
-
Ресурсы и статус, позволяющие генерировать огромное количество ситуаций и вовлекать в них игроков, или даже сталкивать противоборствующие группы
-
Организация общегородских мероприятий, либо помощь в развитии идей, предложенных игроками
-
Написание и введение местных законов (через предварительное согласование)
Предостережения
-
Нам хочется избежать ситуаций, в которых игрок, используя возможности роли, станет ограничивать инициативу других, либо не оставит вариантов развития той или иной ситуации.
-
“Грязный” мэр/шериф — роль интересная, неоднозначная, связанная с плетением интриг и использованием власти в своих интересах. Однако стоит помнить, что основным направлением деятельности остается забота о своем городе и населении, иначе можно быстро лишиться и должности и власти.
-
Наращивать свою силу и влияние следует ролевым путем. Не стоит ожидать от других священного трепета перед силой денег. К каждому приходится искать свой подход и рычаги: где-то кнутом, где-то пряником.
-
Роль главы не дает неприкосновенность. Конечно, жилище мэра или офис шерифа охраняются. Однако для перемещений, посещения мероприятий можно при необходимости провести наем охранников среди персонажей игроков.
-
Стоит учитывать, что эта роль требует регулярного онлайна.
Особенности роли законника
Особенности роли
Поддержание порядка и безопасности в городе — задача возложенная на представителей закона. Это и решение внутренних проблем, и противостояние с бандами в окрестностях поселения. В целом это активная, насыщенная событиями и конфликтами, роль. Однако и требования к игре на ней достаточно высокие. Игроку на законнике важно всегда разделять цели своего персонажа и свои собственные. Например: персонаж хочет быстро и навсегда очистить штат от преступности, но игроки по обе стороны ведь хотят получить интересное противостояние и двигать конфликт постепенно. Для этого требуется в каких-то моментах подыграть, дать возможность оппоненту окрепнуть и развиться, чтоб столкнуться с ним вновь. На такой роли больше всего ценится именно умение красиво вести конфликт без игры в одни ворота. Это своего рода “поддавки”, когда ты помогаешь игроку на бандите найти возможность сбежать/откупиться/обмануть.
Стоит упомянуть весьма очевидную вещь: если преступность передушить в зачатке — играть будет не с кем и рп сведется к полированию значка на крыльце офиса.
Возможности роли
-
Законники могут давать распоряжения жителям для решения текущих проблем, благоустройства и т.д. А значит можно легко инициировать рп и вовлечь окружающих.
-
В отсутствие главы города можно взять на себя задачи по управлению.
-
Поддержание порядка и безопасности.
-
Объявление в розыск и размещение листовок.
-
Поимка негодяев и определение мер наказания для них.
-
Сотрудничество с охотниками за головами, предоставление им информации и оплата выполненных заказов.
Предостережения
-
Власть законников распространяется в пределах их округа. Размахивать значком в чужом городе — дурной тон и шанс попасть за решетку. Прежде всего договоритесь о сотрудничестве с местным шерифом/шефом полиции.
-
Назначать меру наказания нужно ответственно и отдавать себе отчет в следующем: Ваш персонаж наказывает преступника, при этом Вы не наказываете игрока. Если он попался, вероятно он пошел навстречу, попробуйте сделать ответный шаг и помочь развить эту ситуацию. Не применяйте длительное заключение, особенно в одиночестве без всякого рп. Старайтесь продолжать взаимодействовать: вести диалог, возить на место преступления для сбора показаний, отвести к месту общественно полезных работ, проявите фантазию. Транспортировка это вообще хорошая возможность игрокам-сообщникам преступника включиться в это рп и попытаться перехватить его. Если Вы продемонстрируете, что интересное рп не заканчивается на поимке, Вы почувствуете и благодарность, и подыгровку в ответ.
-
Позаботьтесь, чтобы никто из городских обывал не схватил пулю. Во время бандитских облав и налетов на город старайтесь держать горожан подальше от перестрелок, понимая ответственность за их жизни. Привлекайте гражданских в силовые стычки только если их помощи остро не хватает и баланс сил сильно нарушен.
-
Не самые чистые на руку шерифы и помощники — вполне обычное явление в те времена и довольно колоритная роль. Мы только просим, чтоб приоритетной задачей законника оставалась защита населения, которое собственно и обеспечило его тепленьким местом.
-
Отдельно стоит сказать о ситуациях с заложниками. Даже если у Вас самая быстрая рука на Юге, и обезвредить мерзавца в момент моргания легче простого, давайте все же ценить жизнь заложника и не подвергать риску. Иногда заложник, это единственная возможность уравнять шансы, когда законники сильно превосходят числом. Можно привести все к честной погоне: торговаться насчет условий, выигрывая время, приготовиться к преследованию, выполнить условия в обмен на заложника и после этого пускаться в погоню.
-
Хочется отметить, что поимкой разыскиваемых преступников по большей части занимаются охотники за головами. Оказывайте поддержку при необходимости, но не пускайтесь в поиски по всему штату, бросая свой город без присмотра.
Особенности роли охотника за головами
Особенности роли
Игра на охотнике за головами, это отнюдь не бесконечные погони и перестрелки, поочередно сменяющие друг друга. Это скорее долгое аккуратное расследование, итогом которого может стать поимка преступника и получение награды. Открытое противостояние в таком случае — кульминация всей линии. Перед бандитами раскрывается истинный род деятельности и неосторожный охотник рискует сам превратиться в добычу.
Это опасная роль, требующая от игрока честной игры, серьезного самоконтроля в “узнавании” персонажей и в использовании метаинформации. Все мы прекрасно понимаем, что часто игрок знает больше, чем его персонаж. Однако надеемся, что наши игроки ставят красивую и интересную историю выше собственных амбиций.
Потому мы хотим видеть на этой роли тех, кому интересен именно процесс: сбор информации, общение с жителями, ощущение опасности, детективное рп, а не получение победы через ловкое связывание догадок воедино.
Возможности роли
-
Охотники за головами имеют лицензию, которая позволяет ловить разыскиваемых преступников и получать вознаграждение.
-
Собирая информацию, втираясь в доверие, охотнику есть смысл выдавать себя за совершенно другого человека.
-
Если для законников защита населения является первостепенной задачей, то охотники за головами вольны действовать исключительно в своих интересах.
-
Можете обратиться за информацией и помощью к законникам, продемонстрировав лицензию и раскрывшись перед ними.
Предостережения
-
Стоит помнить, излишняя болтливость и раскрытие своей профессии не перед тем человеком может обернуться неприятностями.
-
Формально охотник за головами — это обыкновенный наемник с лицензией. Он не имеет власти наравне с представителями закона.
-
Даже поймав преступника, постарайтесь дать ситуации разные варианты развития, ведите диалог. Возможно он предложит выгодную сделку.
-
Не пытайтесь уничтожить и победить ролевого врага. Развивайте конфликт.
Особенности криминальной роли
Особенности роли
Полное событий и острых ощущений — криминальное рп! В противостоянии закона и преступности первый шаг и инициатива исходит именно от бандитов. Это очень активная роль, для которой нужны и идеи, и желание их реализовывать. Со своей стороны команда проекта готова помочь, не бойтесь предлагать даже те планы, в которых сомневаетесь. Все можно адаптировать и сделать интересным для участвующих сторон.
Вокруг громких преступлений выстраивается много ролевых линий, они могут так или иначе затронуть всех жителей города/штата и очень оживляют ролевой процесс.
Возможности роли
-
Вы вольны действовать в одиночку, либо собираться в группы.
-
Банды могут как враждовать, так и объединяться ради совместных целей.
-
Вы можете как скрывать принадлежность к криминалу, плетя сеть интриг, так и действовать невероятно шумно и эффектно.
-
В вашей власти внести разнообразие, креатив и сумбур в размеренную жизнь города.
Предостережения
-
Рп с позиции силы требует ответственности по отношению к тем, кому нечего противопоставить в ответ. Диктуя условия, не ставьте других в безвыходное положение.
-
Пожалуйста, не забывайте, что представители закона изначально не являются прямым врагом Вашего персонажа. Это лишь сила, которая оказывает противодействие и без нее рп преступника не было бы интересным и остросюжетным.
-
Если Вы захватываете заложников, выдвигайте выполнимые требования, договоритесь о том, как вы их отпустите, потребуйте очистить путь для отступления, но постарайтесь не отрезать все возможности для преследования, пусть погоня будет честной.
Отдельным пунктом стоит отметить крупные дела.
При подготовке к налетам на города, ограбления банков, поездов и т.д. согласовывайте свои планы с администрацией. Это не только даст нам возможность уравнять шансы, но и позволит подготовить для Вас все необходимое.
Конфликтное рп
Самой благодатной почвой для развития интересной истории является конфликт. Это может быть и внутренний конфликт персонажа, и борьба с обстоятельствами. А еще — конфликт враждующих сторон, и именно о нем хочется упомянуть отдельно.
Противостояния всегда активно обрастают сюжетными линиями, рождают массу интересных ситуаций и поворотов. Но при этом эмоциональная вовлеченность в происходящее иногда заставляет забыть о честной и красивой игре. Постарайтесь помнить о базовых и очень важных вещах:
-
Не ставьте другого игрока в безвыходное положение, в котором он никак не сможет повлиять на ролевую ситуацию.
-
Взвешивайте степень давления, которую оказываете, имея превосходство над оппонентом. Оценивайте происходящее и с его позиции.
-
Напряжение в конфликте можно поддерживать до тех пор, пока это интересно сторонам. А завершением может быть не только уничтожение соперника, но и, например, союз ради общей цели.
-
Если вы решите похитить и удерживать персонажа, не запирайте его, оставляя надолго без рп. Даже если вы отыгрываете непримиримых врагов, отнеситесь с уважением к игроку, не лишайте его возможности продолжать играть. Мы не ограничиваем длительность пленения, но ждем, что игроки будут согласовывать это между собой, сохраняя взаимный комфорт.
-
Не стоит заблаговременно строить план на историю персонажа. Она формируется сплетением ролевых событий и практически никогда не течет по намеченному руслу. Сфокусируйтесь на процессе и его вариативности, а не на стремлении получить желаемый исход. Также помните, что каждое решение, принятое персонажем, может иметь последствия как для него, так и для окружающих.
-
Не спешите прийти сразу к пиковой точке конфликта, минуя все промежуточные ступени. Пусть он нарастает постепенно. Иногда стоит даже снизить градус напряжения.
-
Если дошло до стрельбы, постарайтесь сделать перестрелку длительной и остросюжетной. На сервере не отключена точка прицела, чтоб помочь избежать случайных попаданий по модели.
-
Когда кипит кровь и персонаж в опасности, очень сложно остановиться, подыграть и дать противнику шанс на поимку. Но если Вы все-таки идете навстречу другому игроку, тем самым даете развитие вашей общей истории. Если Вашего персонажа поймали, рп на этом не заканчивается, а переходит в другую плоскость и это может быть не менее интересно. Хороший игрок не будет злоупотреблять тем, что ему подыграли, а поступит так же в ответ.
Ролевая этика
Как бы не выстраивались взаимоотношения персонажей, сам ролевой процесс должен оставаться комфортным. И это полностью в руках сообщества игроков. Мы можем только попросить о взаимоуважении и напомнить то, о чем частенько забывают:
-
Подыгровка похожа на игру в поддавки. При этом игрок ищет интересные возможности обернуть ситуацию не в свою пользу, а наоборот.
-
Важно помогать развивать инициативу, предложенную другими. Ни одна идея, даже самая хорошая, не сможет раскрыться, если в этом не помогут окружающие.
-
Полное игнорирование предложенного рп является крайне дурным тоном. Если не нравится взаимодействие с конкретным игроком, всегда можно свести его к минимуму, но все же отыграть ситуацию до какой-то логической точки.
-
Другой крайностью является навязывание. Не стоит принуждать другого игрока к участию в рп-линии. Старайтесь всегда оставлять выбор.
-
На роли врача очень желательно быть ориентированным на игрока, “прощупать”: хочет он в краткие сроки вернуться к полноценному рп или готов к более длительной диагностике/отыгрыванию травм и состояний, которые накладывают существенные ограничения.
-
Когда рп происходит поздней ночью, участникам стоит давать друг другу возможность в любой момент завершить или “поставить на паузу” ситуацию.
-
Если произошел вылет из игры посреди рп, хорошим тоном будет сообщить об этом в общем чате дискорда.
-
Засорение внутриигрового чата малозначимой информацией может очень мешать другим. Не забывайте, что общий ролевой канал виден всем игрокам сервера. Подавайте информацию кратко и емко. Лучше направить творческий порыв не в длинный художественный текст, а непосредственно в ролевой процесс.
-
Не стоит акцентировать внимание на моментах, когда другой игрок оговорился. Например, использовал современный термин. Постарайтесь помочь сгладить ситуацию.
-
Постарайтесь по возможности не бросать и доводить до логического завершения завязанные на Вашем персонаже ролевые линии. Если игрок знает, что какое-то время не сможет играть на сервере, он может придумать ролевую причину, по которой его персонаж не будет участвовать в событиях (например ему предстоит дальняя поездка).
-
Кто-то любит серьезное рп, кто-то более комедийное. Невозможно обозначить четкие рамки, однако можно посоветовать не доводить комичность до абсурда и ориентироваться на восприятие окружающих. Будьте аккуратны с отсылками к современным мемам и шуткам, порой это нарушает атмосферу старого мира.
-
Осознание ценности для других игроков их персонажей и ролевых линий можно назвать одним из ключевых моментов для взаимно комфортной игры.
-
У каждого свой взгляд на РП в целом и на каждую отдельную ситуацию. Другой отыграет ее не так, как это сделали бы Вы. Отнеситесь к этому с пониманием.
В данном разделе собрано много полезной информации об эпохе. Это может помочь Вам подготовиться к роли, погрузиться в атмосферу старого запада, и в целом весьма интересно для ознакомления.
Словарь
Слова, обозначающие современные термины и понятия, а так же современный бранный язык, обычно очень выбиваются из сеттинга игрового мира, что нарушает атмосферу. Мы просим быть осторожными и по возможности искать замену. Ниже представлен небольшой словарик, который может помочь разнообразить речь персонажа:
Обиходные слова:
Вальтрап — суконное покрывало, подкладываемое под седло
Подпруга — широкий прочный ремень, предназначенный для удерживания седла
Вожжи — длинные поводья, средство управления упряжной лошадью
Гарцевать — ехать на лошади верхом, красуясь, показывая ловкость
О́мнибус — многоместная повозка на конной тяге, вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века
Мундштук — приспособление в виде трубки для курения сигарет, самокруток
Табакерка — небольшая коробочка, предназначенная для хранения нюхательного, курительного табака и махорки
Шатлен — изделие в виде цепочки на пояс с зажимом, к которой крепятся в виде подвесок различные функциональные предметы: ключи, кошелёк, карманные часы, ножницы и т.д.
Титёшница — женщина с очень большой грудью
Миазм, миазма — обитающие в окружающей среде «заразительные начала», о природе которых ничего не было известно. Признаком миазма считалось наличие запаха.
Инфлюэнция — обозначение всех острых респираторных вирусных инфекций
Бутлегерство — подпольное производство и продажа спиртных напитков, а также торговля контрабандными товарами в США
Муншайн — правильный американский самогон, название которого появилось не из-за мутноватого цвета напитка (как всю жизнь считал ТС), а от того, что напиток делали ночью под покровом луны
Оскорбления:
Пентюх — в старину так звали лентяев и дармоедов, способных только есть и спать. Буквально слово означало: «желудок», «брюхо», «пузо»
Идиот — слово, выражающее одну из степеней умственной отсталости
Елдыга — человек, который много и грязно ругается и ворчит
Остолоп — человек, который стоит тупо, как столб, и ничего не понимает
Стерва — буквально: «труп околевшего животного», «падаль», «дохлятина» и указывало, что данный человек плох и никчемен
Подлец — "низкий", грубый
Мерзавец — человек, от которого веет холодом так, что он вызывает у окружающих отвращение.
Ублюдок — оскорбительное название незаконнорождённого ребенка
Олух — простофиля и глупец
Болван — дурак, глупец
Профурсетка — проститутка
Справка по медицине
В поселениях, далеких от цивилизации, суровые жители лечили все болезни стаканом старого-доброго виски, целители использовали травы и народные средства, в то время как в развивающихся городах уже проводили операции на внутренних органах. Врачи завоевывают все больше общественного доверия.
В 1847 году они создают Американскую медицинскую ассоциацию, чтобы отделиться от повитух, гомеопатов, хиропрактиков. А в 1849 году начали появляться женщины врачи. Медсестринское дело стало профессиональным в конце 19 века, расширив карьерные возможности для талантливых женщин всех социальных слоев.
Медицинские манипуляции:
-
инъекция с помощью шприца
-
прямой массаж сердца (на открытом сердце)
-
наркозные средства
-
анестезия
-
антисептика и асептика
-
гипсовые повязки и шинирование
Препараты:
Настойки и сиропы:
При отсутствии медикаментов врачи собирали растения, которые можно было использовать для производства медикаментов. Промышленные препараты доставлялись в форме порошка, поэтому врачам самим приходилось рассчитывать пропорции и готовить снадобья.
Наркозные средства:
-
хлороформ
-
эфир
-
закись азота (“веселящий газ”)
Анестезия:
-
кокаин (местное втирание или укол)
Болеутоляющие:
-
хинин
-
фенацетин
-
героин
-
морфин (используется редко)
-
опиум (используется редко)
Важно - наркотические вещества не были вне закона и использовались исключительно в медицинских целях. Они были доступны для покупки любому желающему без назначения врача (например, от зубной боли). При этом люди не относились к ним, как к способу получения кайфа. Однако, злоупотребляя применением наркотических веществ, люди впадали в зависимость, что являлось глобальной проблемой в 19 веке.
Антисептика - уничтожение микробов в самой ране
Асептика - обработка предметов, соприкасающихся с раной (рук хирурга, инструментов, перевязочного материала)
-
2—5% раствор карболовой кислоты (водных, масляных и спиртовых)
-
спирт
-
ляпис
-
йодная настойка
-
раствор хлорной извести
-
стерилизация в кипящей воде или паром инструментов, перевязочного и шовного материала
-
специальная система мытья рук хирурга
-
крайние случаи, за отсутствием альтернативных методов: прижигание раскаленными предметами, а так же алкогольные напитки и горючие вещества.
Снижение температуры тела (антипиретики):
-
фенацетин
-
хинин
-
физические методы охлаждения
Вакцины: от оспы, куриной холеры, бешенства, сибирской язвы, дифтерии, брюшного тифа, холеры.
Противоядия:
-
активированный уголь (адсорбент, широко применялся при отравлениях и как антидот от некоторых отравляющих веществ)
-
атропин
-
глюкоза
-
перманганат калия (как противоядие от змеиных укусов)
Первая помощь при змеиных укусах: в крайнем случае, за отсутствием альтернативных методов — местное прижигание раскаленными предметами, отсасывание яда из раны и перетягивание конечности, с целью замедления распространения яда по телу.
Инструменты и приборы:
-
медицинские нити, иглы для зашивания ран, шприцы, а также другие инструменты для хирургии
-
капельницы
-
сфигмоманометр (ртутный тонометр)
-
термометр
-
стетоскоп
-
фиксационные шины из дерева, картона, металла (проволоки) и других материалов
Ещё не было открыто:
-
непрямой массаж сердца
-
аспирин, парацетамол, анальгин
-
вакцина от: туберкулеза, чумы, столбняка, желтой лихорадки, гриппа, клещевого энцефалита, бруцеллеза, краснухи, ветряной оспы, менингита, пневмококка, гепатита А и В, ротавирусной инфекции, боррелиоза.
-
антибиотики (Пенициллин открыт в 1935 г.)
-
переливание крови
-
пересадка органов
-
исследования рака и общее понимание о нём сложилось в 70-х годах 20 века
-
кардиограф
-
рентген (1895 г. открыты рентгеновские лучи)
-
приём Геймлиха (для помощи поперхнувшимся и задыхающимся)
-
В 1882 г. Р.Кох выделил бактерию, вызывающую туберкулёз – микобактерию, и создал вещество для диагностики туберкулеза – туберкулин. НО - до начала 20 в. не была выведена вакцина туберкулёза, а также не найдено средство предотвращения этого заболевания и уменьшения риска возникновения тяжелых форм течения.
Девятнадцатый век был, поистине, полон ошеломляющими и фантастическими открытиями. Мало кто мог в то время представить, что такие произведения науки вообще возможны и подвластны человеку. И только неумолимая жажда знаний, любопытство и недюжинный труд новаторов смогли произвести на свет бесценные для человечества изобретения!
Мы приготовили для вас список. Чтоб развернуть подробное описание — щелкните по заголовку:
Научные открытия и технологии 19 века
Технический прогресс не обошел и военных. В 1835 г. американец С. Кольт запатентовал 6-зарядный револьвер, который во время войны с Мексикой был принят на вооружение американской армией. Револьвер Кольта стал самым распространённым оружием этого класса, особенно на Западе США. Из наиболее значимых военных изобретений девятнадцатого века можно отметить массовый переход с дульнозарядных гладкоствольных ружей на нарезное огнестрельное оружие. Появились патроны, в которых порох и пуля составляли единое целое. На ружьях появился затвор. Теперь солдату не надо было отдельно засыпать в ствол порох, затем вставлять пыж, потом заталкивать пулю и снова пыж, орудуя при каждой операции шомполом. Скорострельность выросла в несколько раз.
Царица полей, артиллерия, тоже претерпела похожие изменения. Хайрем Стивенс Максим, изобрёл в 1883 г. станковый пулемёт. Первое испытание это грозное оружие прошло в колониальных войнах, которые англичане вели в Африке, а затем пулемет был принят на вооружение многими армиями мира. Со второй половины девятнадцатого века стволы орудий стали нарезными, резко повысив точность и дальность стрельбы. Заряжение теперь происходило с казенной части, а вместо ядер стали использовать цилиндрические снаряды. Стволы орудий отливались теперь не из чугуна, а из более прочной стали.
Появился пироксилиновый бездымный порох, был изобретен нитроглицерин – маслянистая жидкость, взрывающаяся при небольшом толчке или ударе, а затем и динамит – всё тот – же нитроглицерин, смешанный со связующими веществами.
Девятнадцатый век подарил генералам и адмиралам первую подводную лодку, морские мины, неуправляемые ракеты и бронированные стальные корабли, торпеды. Солдаты получили взамен красных и синих мундиров, годных только для парадов, удобную и незаметную на поле боя форму. Для связи стал использоваться электрический телеграф, а изобретение консервов сильно упростило обеспечение армий продовольствием. Многим раненым спасла жизнь, изобретенная в 1842 году анестезия.
Девятнадцатое столетие стало золотым для паровых машин, которые использовалась практически везде. Заводы, фабрики, мельницы… и в 1804 году англичанин Ричард Тревитик установил паровую машину на колеса. Получился первый паровоз. Разумеется, он был очень несовершенен и использовался в качестве занятной игрушки. Мощности паровой машины хватало лишь на передвижение самого паровоза, да небольшой тележки с пассажирами.
Машину совершенствовали, были вложены немалые средства, и с середины тридцатых годов позапрошлого века по равнинам Метрополии, шипя паром и распугивая лошадей и коров, пошли первые паровозы. Это позволило резко увеличить грузооборот. От шахты к порту, от порта к сталеплавильной печи. Появилась возможность выплавлять больше железа, а из него создавать больше машин. Так паровоз и потащил за собой технический прогресс вперед.
А первый пароход, готовый к практическому использованию, а не являющийся очередной игрушкой, зашлепал по Гудзону гребными колесами в 1807 году. Его изобретатель, Роберт Фултон, установил паровую машину на небольшое речное судно. Мощность двигателя была невелика, но всё же пароход делал до пяти узлов в час без помощи ветра. Пароход был пассажирским, но поначалу мало кто отваживался ступить на борт столь необычной конструкции. Но постепенно дело наладилось. Ведь пароходы меньше зависели от капризов природы.
В 1838 году англичанин Френсис Смит установил вместо громоздких гребных колес винт, который обладал гораздо меньшими размерами и позволял кораблю развивать большую скорость. С внедрением винтовых пароходов пришел конец многовековой эпохе красавцев парусников.
В 1800 году итальянский изобретатель Алессандро Вольта собирает первый гальванический элемент – прообраз современной батарейки. Диск из меди, затем тряпочка, смоченная в кислоте, далее кусочек цинка. Такой бутерброд создает электрическое напряжение. А если соединять такие элементы между собой, получается батарея. Её напряжение и мощность напрямую зависят от количества гальванических элементов.
1802 год, русский ученый Василий Петров, сконструировав батарею из нескольких тысяч элементов, получает Вольтову дугу, прообраз современной сварки и источник света.
В 1831 году Майклом Фарадеем изобретен первый электрический генератор, который может превращать механическую энергию в электрическую. Теперь нет надобности обжигаться кислотой и собирать воедино бесчисленные металлические кружки. На базе этого генератора Фарадей создает электрический двигатель. Пока это еще демонстрационные модели, наглядно показывающие законы электромагнитной индукции.
В 1834 году русский ученый Б. С. Якоби конструирует первый электродвигатель с вращающимся якорем. Этот мотор уже может найти практическое применение. Лодка, приводимая в движение этим электромотором, идет против течения по Неве, везя 14 пассажиров.
Начиная с сороковых годов девятнадцатого века, идут эксперименты по созданию ламп накаливания. Ток, пропущенный через тонкую металлическую проволоку разогревает её до яркого свечения. К сожалению, металлический волосок очень быстро перегорает, и изобретатели бьются над увеличением срока службы лампочки. В ход идут различные металлы и материалы. Наконец, в девяностых годах девятнадцатого века русский ученый Александр Николаевич Лодыгин представляет ту электрическую лампочку, к которой мы привыкли. Это стеклянная колба, из которой выкачан воздух, в качестве нити накаливания используется спираль из тугоплавкого вольфрама.
В 1876 году американец Александр Белл патентует «говорящий телеграф», прообраз современного телефона. Этот аппарат еще несовершенен, качество и дальность связи оставляют желать лучшего. Отсутствует привычный всем звонок и для вызова абонента нужно свистеть в трубку специальным свистком.
Буквально через год Томас Эдисон совершенствует телефон, устанавливая угольный микрофон. Теперь абонентам не надо истошно вопить в трубку. Дальность связи увеличивается, появляется привычная телефонная трубка и звонок.
Телеграф тоже был изобретен в начале девятнадцатого века. Первые образцы были очень несовершенны, но затем произошел качественный скачек. Использование электромагнита позволило быстрее отправлять и принимать сообщения. А вот существующая легенда об изобретателе телеграфной азбуки Сэмуэле Морзе не совсем верна. Морзе изобрел сам принцип кодирования — сочетание коротких и длительных импульсов. Но саму азбуку, числовую и буквенную, создал Альфред Вейл. Телеграфные линии со временем опутали всю Землю. Появились подводные кабели, связавшие Америку и Европу. Огромная скорость передачи данных тоже внесла существенную лепту в развитие науки.
Радио тоже появилось в девятнадцатом веке, в самом его конце. Принято считать, что первый радиоприемник изобрел Маркони. Хотя его открытию предшествовали работы и других ученых, и во многих странах первенство этого изобретателя часто ставят под сомнение.
К примеру, в России изобретателем радио считают Александра Степановича Попова. В 1895 году он представил свой прибор, названный грозоотметчиком. Молния во время грозы вызывала электромагнитный импульс. С антенны этот импульс поступал в когерер – стеклянную колбу с металлическими опилками. Электрическое сопротивление резко уменьшалось, ток шёл через проволочную обмотку электромагнита звонка, раздавался сигнал. Затем Попов неоднократно модернизировал своё изобретение. Приемопередатчики были установлены на боевых кораблях российского военного флота, дальность связи достигала двадцати километров. Первое радио даже спасло жизни рыбаков, оказавшихся на отколовшейся льдине в Финском заливе.
История автомобиля тоже берет свое начало в девятнадцатом веке. Конечно, знатоки истории могут вспомнить и паровой автомобиль француза Кюньо, первый выезд которой состоялся в 1770 году, кстати, первый выезд закончился и первым ДТП, паровая телега врезалась в стену. Изобретение Кюньо нельзя считать настоящим автомобилем, это больше технический курьез.
Изобретателем же настоящего автомобиля, который подходит для повседневного практического применения, с большой долей уверенности можно считать Даймлера Бенца.
Первый выезд на своем автомобиле Бенц совершил в 1885 году. Это был трехколесный экипаж, с бензиновым мотором, простейшим карбюратором, электрическим зажиганием и водяным охлаждением. Был даже дифференциал! Мощность двигателя составляла чуть менее одной лошадиной силы. Моторный экипаж разгонялся до 16 километров в час, чего при рессорной подвеске и простейшем рулевом управлении, вполне хватало.
Конечно, автомобилю Бенца предшествовали и другие изобретения. Так, бензиновый, а точнее газовый, двигатель был создан в 1860 году. Это был двухтактный мотор, в качестве горючего использовавший смесь светильного газа и воздуха. Зажигание было искровым. По своей конструкции он напоминал паровую машину, но был легче и не требовал времени для розжига топки. Мощность двигателя составляла порядка 12 лошадиных сил.
В 1876 году немецкий инженер и изобретатель, Николаус Отто, сконструировал уже четырехтактный газовый двигатель. Он получился более экономичным и тихим, хотя и более сложным. В теории двигателей внутреннего сгорания даже есть термин «Цикл Отто», названный в честь создателя этой силовой установки.
В 1885 году два инженера - Даймлер и Майбах конструируют легкий и компактный карбюраторный двигатель, работающий на бензине. Этот агрегат устанавливает на свой трехколесный экипаж Бенц.
В 1897 году Рудольф Дизель собирает двигатель, в котором воспламенение смеси воздуха и топлива происходит от сильного сжатия, а не от искры. В теории такой двигатель должен оказаться экономичней карбюраторного. Наконец двигатель собран и теория подтверждается. Теперь грузовики и суда используют двигатели, именуемые дизелями.
Конечно, изобретаются еще десятки и сотни автомобильных мелочей, вроде катушки зажигания, рулевого управления, фар, и многого другого, сделавшего автомобиль удобным и безопасным.
В XIX веке появилось еще одно изобретение, без которого сейчас, кажется, немыслимо существование. Это фотография.
Камера – обскура, ящик с отверстием в передней стенке, известна еще с давних времен. Еще китайские ученые заметили, что если комната плотно задрапирована шторами, и на шторе есть маленькое отверстие, то в яркий солнечный день на противоположной стене появляется изображение пейзажа за окном, хотя и перевернутое. Этим феноменом часто пользовались фокусники и нерадивые художники.
Но только в 1826 году француз Жозеф Ньепс нашел более практичное применение ящику, собирающему свет. На лист стекла Жозеф нанес тонкий слой асфальтового лака. Затем первую фотопластинку установили в аппарат и… Для того, чтобы получилось изображение, нужно было ждать около двадцати минут. И если для пейзажей это не считалось критичным, то желающие запечатлеть себя в вечности должны были постараться. Ведь малейшее движение приводило к испорченному, размытому кадру. Да и процесс получения изображения не походил еще на ставший привычным в двадцатом веке, а стоимость такого снимка была очень велика.
Спустя несколько лет появились более чувствительные к свету химические реактивы, теперь не нужно было сидеть, уставившись в одну точку и бояться чихнуть. В 1870-х годах появилась фотобумага, а спустя десять лет на смену тяжелым и хрупким стеклянным пластинкам пришла фотопленка.
А вот устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук, появилось почти на рубеже веков. В конце ноября 1877 года изобретатель Томас Эдисон представил свое очередное изобретение. Это был ящик с пружинным механизмом внутри, длинным цилиндром, покрытым фольгой и рупором снаружи. Когда механизм был запущен, многим показалось, что произошло чудо. Из металлического раструба доносились, пусть тихо и неразборчиво, звуки детской песенки про девочку, приведшую в школу своего ягненка. Причем песенку исполнял сам изобретатель.
Вскоре Эдисон усовершенствовал свой прибор, назвав его фонографом. Вместо фольги стали использоваться цилиндрики из воска. Качество записи и воспроизведения улучшилось.
Если вместо воскового цилиндрика использовать диск из прочного материала, то громкость и длительность звучания увеличатся. Впервые диск использовал в 1887 году Эмиль Берлинер. Аппарат, названный граммофоном, завоевал большую популярность, ведь штамповать пластинки с записями оказалось намного быстрее и дешевле, чем записывать музыку на цилиндрики из мягкого воска.
В девятнадцатом веке было придумано очень много вещей, подчас незаметных в быту. Были изобретены спички, самая вроде бы простая и обычная вещь, но для появления этой маленькой деревянной палочки понадобились открытия химиков и конструкторов. Были созданы специальные станки для массового производства спичек.
Первым велосипедом можно считать запатентованный в 1817 году немецким профессором Карлом фон Дрез двухколесный самокат, который он называл «машиной для бега». С тех самых пор велосипед постоянно модернизируются: 1830 год — Томас МакКолл из Шотландии изобретает двухколесный велосипед; 1860 год — Пьер Мишо из Франции модернизирует велосипед, добавив к нему педали; 1870 год — Джеймс Старли из Франции создает модификацию велосипеда с большим колесом; 1885 год — Джон Кемп из Австралии делает велосипед более безопасным.
Вспомните поход к врачу – терапевту. Холодное прикосновение к телу металлического кругляша, команды «Дышите — не дышите». Это стетоскоп. Он появился в 1819 году из-за нежелания французского врача Рене Лаэннека приставлять ухо к телу пациента. Сначала эскулап использовал трубочки из бумаги, потом из дерева и металла.
Девятнадцатый век принес облегчение и гусям. В 1830–х годах появились металлические перья, тепе рь не было нужды бегать за этими гордыми птицами, с целью одолжить перо, да и править стальные перья не было нужды. Кстати, перочинный нож использовался первоначально для постоянной заточки птичьих перьев.
В 1836 году на одном из бескрайних пшеничных полей Калифорнии появилась занятная конструкция. Несколько лошадей тянули повозку, которая шумела, скрипела, взвизгивала, пугала ворон и добропорядочных фермеров. На повозке вразнобой вертелись зубчатые колеса, грохотали цепи и сверкали лезвия ножей. Этот механический монстр пожирал пшеницу и выплевывал никому ненужную солому. А пшеница скапливалась во чреве чудовища. Это был первый зерноуборочный комбайн. Позднее комбайны стали еще более производительны, но и требовали всё больше тяговой силы: до сорока лошадей или волов тянули по полям механических монстров. Под конец девятнадцатого века паровая машина пришла на помощь лошадкам.
Первые швейные машинки тоже появились в девятнадцатом веке. Первоначальные конструкции были далеки от идеала, например, ткань нужно было подавать вертикально, а скорость подачи контролировалась вручную. Изобретатель Айзек Зингер устранил многие недостатки и вскоре основал собственное производство. Марка Singer существует и поныне.
Ну а еще пневматические шины, изобретенные шотландцем Джоном Д анлопом, заядлым велосипедистом, хотя шинами он сначала оснастил трехколесный велосипед своего сынишки.
Да и собственно резина, производное каучука, тоже изобретение середины позапрошлого века. Сам по себе каучук при всех его достоинствах дубел в мороз и лип к рукам при жаре. Но добавление серы и сажи исправило этот недостаток.
В 1840 году рыбы и другие водные обитатели всполошились. По дну ходило страшное двуногое существо с несколькими огромными круглыми глазами. У чудовища была пара щупалец и длинная тонкая кишка, уходящая вверх. Время от времени монстр с ревом выдыхал множество воздушных пузырей. Обитатели водного мира не ведали, что стали свидетелями испытаний первого водолазного костюма.
Практически одновременно, в 1853 году два врача, шотландец Вуд и француз Праванс, создали один их самых востребованных медицинских приборов.
Француз Монье, садовник, занимался выращиванием и продажей разной экзотической растительности. Небольшие деревца он высаживал в цементные кадки. Но вот беда – кадки часто лопались. Однажды садовник связал из железных прутьев каркас и залил его цементным раствором. Кадки перестали трескаться. Так, по официальной версии, изобрели железобетон.
Совсем далекие от моды парни хотели удобную и носкую рабочую одежду, а получились джинсы, штаны из крепкой хлопчатобумажной ткани. В 1873 году на джинсы был получен патент. Особенно они приглянулись золотоискателям Калифорнии, а со временем появились в каждом платяном шкафу.
Маргарин, ставший заменителем сливочного масла, появился в семидесятых годах девятнадцатого века. В химической лаборатории удалось смешать растительный жир, воду, красители и соль в единое целое. Теперь изобретением французских химиков пользуются домохозяйки, повара и огромные транснациональные компании.
Первый патент на зубную щётку был получен американцем H. N. Wadsworth. Массовое производство в Америке началось лишь в 1885 году. Рукоятка щетки была сделана из кости, а сама щётка была из щетины сибирского кабана.
Считается, что специализированная туалетная бумага появилась в США, когда в 1857 году Джозеф Гайетти стал продавать пропитанные алоэ листы под названием Gayetty’s Medicated Paper. Экономить на разрезании додумались значительно позже — в 1879 году Scott Paper Company выпустила в продажу первый рулон туалетной бумаги. Последний шаг, придавший бумаге современный вид, сделала британская компания St. Andrew’s Paper Mill, предложившая миру двухслойный вариант.
В 1845 г. американец Э. Хоу изобрёл швейную машину, в 1851 г. Исаак Меррит Зингер усовершенствовал её, и к концу XIX в. швейные машины вошли в повседневный обиход множества домохозяек по всему миру.
В 1867 г. в США появилась первая пишущая машинка, а в 1873 г. фирма «Ремингтон» наладила их серийное производство.